Октябрь 1971 года, Казань. У кафе «Осень» останавливается такси, в котором сидят два инкассатора. В тот день в их управлении не нашлось свободной служебной машины. Один из инкассаторов, Георгий Григорян, заходит внутрь за выручкой. Когда он пытается выйти обратно, то с ужасом понимает, что дверь заперта снаружи. В этот самый момент на улице раздаются выстрелы. Так двое налётчиков, Вадим Сидоров и Юрий Казаков, совершают своё самое громкое преступление. Но кем были эти «гастролёры», повергшие в шок не только Татарскую АССР, но и весь Советский Союз?
Их история началась задолго до этого, в тихом уральском городке Верхняя Тура, где они росли в одном дворе. Вадим Сидоров — боксёр, прирождённый лидер, харизматичный и жёсткий. Юрий Казаков — его верный друг и ведомый, который восхищался товарищем и во всём ему подражал. После школы Казаков ушёл в армию, а Сидоров, отучившись в физкультурном техникуме, в 1965 году загремел в тюрьму за ограбление. Этот срок окончательно определил его дальнейший путь.

Вадим Сидоров Кадр из фильма «Капкан для гастролеров»
Вернувшись на родину в 1970 году, он снова нашёл своего верного друга Юрия. Сидоров, ставший тренером по боксу в заводской секции «Молния», быстро вернулся на криминальную тропу, утащив за собой и Казакова. Сначала они промышляли грабежами пьяниц в окрестностях родного города, но добыча была скудной. Сидорову этого было мало. Он мечтал о большой, красивой жизни, и летом 1971 года, когда истёк срок его административного надзора, они отправились в своё первое «турне».
Точкой невозврата стал Киев. Чтобы раздобыть оружие для ограбления инкассаторов, они решили напасть на милиционера. Их целью стал постовой Иван Жаров, дежуривший у здания горисполкома. Поздно вечером Сидоров сбил постового с ног мощным ударом. Когда тот попытался оказать сопротивление, Казаков совершил непоправимое. Забрав пистолет Макарова, они скрылись. С этого момента пути назад для них уже не было.
Вооружившись, они прибыли в Казань. Там, после тщательной подготовки, включавшей угон «Волги» и смену номеров, они выследили инкассаторскую машину. Несколько дней Казаков и Сидоров изучали её маршрут, выяснив, что последней точкой всегда было кафе «Осень». В день налёта угнанная машина сломалась, но это их не остановило. Они бросили её и устроили засаду, прячась в подвале ближайшего дома.
21 октября 1971 года «гастролеры» привели свой план в исполнение. Казаков открыл огонь: выстрелы оказались смертельными для таксиста, а второй инкассатор, Мансур Нигматуллин, получил ранение. Сидоров выхватил мешок с деньгами, почти 67 тысяч рублей, и сел за руль. Инкассаторская «Волга» умчалась с места преступления. Бросив машину в одном из дворов, они спрятали деньги в ящике с углём и переждали на чердаке. Утром, закопав часть добычи на пустыре, друзья отправились в магазин. Они купили себе новые дорогие костюмы, серые пальто с бархатными воротниками, золотые часы и перстни. Так начались их «гастроли».

Казаков и Сидоров успели побывать в 19 городах СССР: от Риги до Душанбе, от Таллина до Самарканда. Всюду они сорили деньгами, представляясь успешным тренером и спортивным массажистом. Они останавливались в лучших гостиницах, ужинали в дорогих ресторанах, заводили романы и жили на широкую ногу.
Тем временем в Казани шло масштабное расследование. К делу подключили сотни оперативников из Москвы. Ключевой зацепкой стало то, что преступники, выдававшие себя за местных, не знали элементарной географии города. Следователи поняли, что имеют дело с «гастролёрами». Были составлены фотороботы, которые показали по телевидению, опрошены тысячи людей, но всё было тщетно. В августе 1972 года следствие зашло в тупик.
Но спустя два месяца ориентировки, разосланные по всему Союзу, сработали. В поле зрения милиции Ялты попали двое молодых людей, которые жили не по средствам. Это были Сидоров и Казаков. К тому времени они уже обзавелись фальшивыми паспортами. Оперативники установили слежку. Дождавшись, когда друзья отправятся на прогулку на теплоходе, сыщики провели обыск в квартире, где жил Казаков. Увиденное поразило их: на бельевых верёвках сушились отсыревшие пачки денег. При виде милиции Казаков сразу сник и вскоре начал давать показания, написав своей подруге записку: «Зина, я подлец. Если можешь — прости!». Сидоров же держался уверенно, всё отрицал, но когда его подельник рассказал обо всём и показал тайник с оружием, его бравада испарилась.

Юрий Казаков Кадр: фильм «Капкан для гастролеров»
На суде их поведение вновь разительно отличалось. Казаков, мучимый совестью, рассказывал:
«На мне столько крови, что лучше бы при задержании убили»,
— говорил он следователям.
Сидоров же до последнего изворачивался, валил всё на подельника, называл суд «маскарадом» и умолял разобраться. Однако все их попытки избежать наказания были тщетны. 18 декабря 1973 года Верховный суд Татарской АССР приговорил обоих к высшей мере наказания. Даже после этого Сидоров не сдался и попытался сбежать из тюрьмы, поменявшись одеждой с сокамерником, но обман раскрыли. Приговор привели в исполнение в октябре 1974 года. Так закончилась история двух друзей, чья погоня за красивой жизнью превратилась в преступный марафон по всей стране.
