Народную артистку РФ Наталью Гвоздикову называют одной из самых очаровательных блондинок советского кино. Когда-то популярность Натальи Гвоздиковой была огромной. А ведь и правда. Этой белокурой, прелестной, ясноглазой красавицей нельзя было не восхищаться.
Наталья Гвоздикова родилась и выросла в Читинской области. С самого детства она была активной девочкой: занималась танцами, гимнастикой и плаванием. А вот актерская профессия не была детской мечтой Натальи.
В одном из интервью Наталья Федоровна призналась, что с детства хотела стать врачом. Во ВГИК же поступила почти случайно, благодаря сестре, которая уговорила ее попробовать себя на актерском поприще. Сама сестра была актрисой, работала в театре Аркадия Райкина.
Во ВГИКе Наталье Гвоздиковой посчастливилось учиться на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Училась она очень старательно. По актёрскому мастерству неизменно получала «пятёрки». Вообще, была любимой ученицей знаменитых кино-педагогов.
Сергей Герасимов прозвал этот курс «курсом четырех Наташ». Да, и, действительно, удивительное совпадение: из восьми обучающихся студенток были четыре носительницы этого прекрасного женского имени: Аринбасарова, Белохвостикова, Бондарчук и Гвоздикова.
Впоследствии Наталья Гвоздикова с душевной теплотой вспоминала свой дружный студенческий коллектив: как помогали друг другу, все вместе собирались дома у Сергея Герасимова, где пили чай и обсуждали свои планы. Отмечала она всегда и то, что и спустя годы дружеские отношения сохранились. Нередко она встречалась с бывшими однокурсниками, с наслаждением окунаясь в воспоминания студенческой поры.
КИНОРОЛИ
Фильмография Натальи Гвоздиковой насчитывает более 40 киноработ.
Она начала сниматься в кино, начиная с конца 60-х. Одной из первых работ стал эпизод в знаменитом фильме ее педагога Герасимова «У озера». Первую настоящую роль Гвоздикова получила в драме «Город первой любви» 1970г., сыграв в новелле «Царицын – 1919 год» дочь директора гимназии Таню.
Как говорит сама Наталья Гвоздикова, особая страница в ее актерской биографии – творческое общение с Василием Шукшиным. Актриса признается, что в юности Василий Макарович был ее кумиром. Она восхищалась его прозой, фильмами. И когда в 1972 ее, совсем молодую актрису, вызвали на пробы в его кинокартину «Печки-лавочки», она пошла не раздумывая.
Потом было еще ее участие в знаменитой «Калине красной». И в том, и в другом фильме у Гвоздиковой роли совсем небольшие. Но это был колоссальный опыт работы с выдающимся режиссером и незаурядным человеком.
Позже Гвоздикова вспоминала, что у нее сложились с Василием Шукшиным самые что ни на есть душевные дружеские отношения, настолько доверительные, что Василий Макарович показывал юной Наталье сценарий так и не снятого фильма «Я пришел, чтобы дать вам волю» и делился творческими планами по поводу этого заветного замысла.
А вот всесоюзная известность пришла к Наталье Гвоздиковой, когда она появилась в роли обаятельной девушки аспирантки Полины, музы главного героя Нестора Петровича, в киноленте 1973г. «Большая перемена». Наталья Гвоздикова вспоминала потом, что была на седьмом небе от счастья, получив предложение сниматься в этом фильме.
И не удивительно, ведь вчерашняя студентка имела возможность работать в команде с выдающимися коллегами: Кононовым, Крючковой, Леоновым, Крамаровым, Быковым, Збруевым, Проскуриным.
Гвоздикова признавалась, что приходила на съемочную площадку даже, когда не нужна была, чтобы посмотреть на игру прекрасных актеров, набраться опыта. Вспоминала также, что и сама не оказалась не замеченной.
В очаровательную, юную актрису влюблялись. Так, очень симпатизировал партнер по фильму Юрий Кузьменков. Режиссер киноленты, Алексей Коренев, и вовсе был чересчур настойчив в проявлении знаков внимания, даже из-за этого Гвоздиковой пришлось пойти на открытый конфликт. А еще один коллега по фильму, Савелий Крамаров, даже сделал предложение. И очень обиделся, когда получил отказ.
А настоящий пик славы Натальи Гвоздиковой случился сразу после выхода многосерийного фильма «Рожденная революцией» 1974—1977гг, где актриса сыграла главную героиню, Машу, верную и преданную жену сотрудника милиции Николая Кондратьева. Кстати, в 1978 году за работу в этом фильме актриса была удостоена Государственной премии СССР.
Популярность Гвоздиковой в середине 70-х была оглушительная. И актриса этого не скрывает. В одном из интервью она призналась, что у нее на даче хранится до сих пор целый архив писем со всей страны. И это архив только тех писем, которые актриса считает самыми необычными. Например, послание с зоны: «Ты будешь жива до тех пор, пока жив я».
Актриса вспоминала, что иной раз поклонники и домой приезжали. Например, однажды один красивый молодой человек из самого Грозного прибыл, чтобы… жениться. Дело в том, что он по простоте душевной подумал, что Гвоздикова не замужем, ведь фамилию свою она, по актерскому обыкновению, не поменяла.
Актриса и до сих пор признается, что ее знают и помнят по сей день. И не только у нас в стране. Например, не так давно из Китая пришло письмо со словами: «Спасибо вам за ваши фильмы!».
«Большая перемена», «Рожденная революцией», – бесспорно, самые заметные фильмы Гвоздиковой. Но потом были и другие. Среди них такие фильмы разных лет, как историческая кинолента «Дума о Ковпаке», социальная драма «Преступление», детектив «Ночь самоубийцы», экранизация Пушкина «Барышня-крестьянка».
Последние годы Наталья Гвоздикова в кино не снимается. Однако она продолжает участвовать в вечерах-встречах со зрителями.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Со своим будущим мужем, Евгением Жариковым, Наталья Гвоздикова познакомилась на съемках фильма «Рожденная революцией». В фильме они играли супругов. И в жизни тоже между ними вспыхнуло чувство. Вскоре молодые люди поженились.
Долгое время считалось, что Евгений Жариков и Наталья Гвоздикова – идеальная семейная пара. Ими любовались, многие завидовали.
И, действительно, этих замечательных актеров связывали искренние, взаимные чувства. В их семье царили взаимопонимание, взаимоуважение. Они растили сына Федора, гордились им.
Но, как правильно в народе говорят: жизнь прожить – не поле перейти.
Эту семью ждало суровое испытание. Где-то в начале двухтысячных выяснилось, что счастливый супруг …. жил на две семьи: более 10 лет Евгений Жариков встречался с некоей журналисткой, которая родила от него двоих детей. История была громкая, скандальная. Все СМИ одно время только и писали об этом. Обсуждали так и этак. Впрочем, это уже не важно…
Важнее другое. То, как поступила Наталья Федоровна. Дело в том, что она принадлежит к той благородной и не очень многочисленной породе женщин, которые умеют прощать. Несмотря на свой гнев, душевную боль, она все же, в конце концов, приняла обратно раскаявшегося мужа. Приняла и простила. И однажды сказала в одном из интервью об этом так:
«Я ни в коем случае не оправдываю Женю, но будем честны – никто не безгрешен. Он совершил грязный, бессовестный поступок, и за него он поплатился. Я видела, как он страдает, когда я не говорила ему слова любви, держала на него обиду. Я верующий человек, вера учит нас прощать. Мы смогли восстановить отношения. Женечку я люблю, и буду любить до конца своей жизни».
И она любила до конца.
Когда Евгений Жариков тяжело заболел, Наталья Гвоздикова бросила все ради того, чтобы ухаживать за супругом. Была рядом. Евгений Жариков ушел из жизни 2012 году.
Сын же Жарикова и Гвоздиковой, Федор, окончил институт иностранных языков, получил офицерское звание, стал переводчиком французского языка, ныне работает начальником службы информационной безопасности в самолётостроении.
По материалам — На Заметку