«Доброта — то, что слышит глухой, видит слепой и использует слабый»
«Доброта — язык планеты. Доброту понимает и человек и животное: даже старая собака понимает и помнит доброту, но не каждый человек умеет ее ценить. Старая притча о дожде и старике Фредо отлично описывает отношение к доброте тех, кто ее не ценит: «Старик Фредо выращивал пшеницу в поле и каждый раз, когда начинался дождь, он был благодарен за то, что ему не нужно таскать воду с реки, на лошадях. Но чем чаще шел дождь, тем обыденнее Фредо его воспринимал. Однажды начался сезон засухи — дожди перестали идти и Фредо стал злиться: «Ну и где же ты, когда ты так нужен?». Вместо того, чтобы как раньше, ходить к ближайшей реке и таскать воду на лошадях, Фредо стал ждать помощи с неба и злиться на природу — его урожай засох, потому что он стал воспринимать доброту природы как должное и требовать ее» ».
«Первое правило для добрых людей, которые не хотят, чтобы их доброту воспринимали как должное и требовали ее, звучит так: используйте ее с умом. Доброта — это сила. Не стоит расплескивать ценный дар доброты налево и направо, даже если у вас есть силы, иначе завтра от вас заходят большего и всякое доброе дело будет восприниматься как само собой разумеющееся, но как только вы перестанете вести себя как добряк, на вас обидятся или того хуже начнут злиться. Доброта как соль: стоит немного переборщить и все пойдет насмарку. Будьте добры ровно настолько, чтобы к вашей доброте не могли привыкнуть, не выдавайте ее по расписанию».
У неисправимого добряка и эгоиста один итог — нужна золотая середина
«Люди любят крайности, от чего и сталкиваются с проблемами. Почему? Потому что найти благодатную середину сложно, но это и есть главная задача жизни. Если бы наша планета находилась немного дальше от солнца, человеческой жизни на земле не было бы. Если немного ближе — подавно. Мы нашли уникальную середину среди всех планет солнечной системы. Сложность в том, что верное решение всегда лежит двумя крайностями — посредине. Эгоисты считают, что лишь их жизнь имеет значение, а все вокруг — лишь ресурс для достижения целей. Рядом с ними нет близких людей, они страдают от одиночества. Добряки напротив считают, что самое главное — быть добрым ко всем, даже если вам желают обратного. Рядом с ними напротив много людей, но все они вытягивают жизненную энергию и используют доброго человека».
«В старой притче добряк и эгоист встречаются после смерти и спрашивают у Бога: «Почему же мы, добряк и эгоист, пришли к одному и тому же — разочарованию и усталости от жизни?», а Бог отвечает: «Потому что добряк должен был стать эгоистом, а эгоист добряком — таким образом каждый из вас пришел бы к золотой середине». В каждом добряке должно быть умение защищать личные границы и интересы. О своих желаниях нужно заявлять, иначе всю жизнь придется исполнять чужие. Каждый человек научившийся доброте, должен понять и эгоизм. Каждый эгоист должен понять силу доброты. Добряк, познавший мудрость разумного эгоизма наконец поймет, что разумный эгоизм — это тоже доброта. Доброта к себе».
Не стоит путать доброту с жалостью и наивностью
«Жалость, простодушие и наивность не имеют ничего общего с добродетелью. Чтобы о вашу доброту не вытирали ноги, вы всегда должны понимать, что делаете. Можно ли считать добродетелью подачку бедняку, который в состоянии работать, но просит милостыню? Разве потакание слабостям человека, даже если он выглядит жалостливо — это добродетель? Разве добро — это еще и не жесткая правда, позволяющая вырасти человеку над собой? Бедняку, имеющему все возможности работать, нужна не копейка — она лишь разлагает его, в ней нет добродетели. Точно также простодушие не является добротой, а лишь добровольным обманом: если голодный отказывается от удочки, но просит рыбу, спросите себя: «Не потакание ли это слабостям?». Удочка для голодного — доброта, рыба — потакание».
«Потакая чужим слабостям, представляя себе это как доброту, о нее непременно вытрут ноги. Если вы помогаете человеку стать слабее в его слабости, протягиваете пьянице пиво — это не доброта. Если ваша «доброта» не помогает человеку стать сильнее, в вас вцепятся и будут использовать: слабый человек не сможет отплатить добром на добро, он лишь забирает. Лишь тот, для кого ваша доброта — путь к силе, сможет отплатить добром за добро. Отличать доброту от жалости, наивности и простодушия — важное умение человека, считающего доброту такой же социальной ценностью, как золото. Величайшее добро — это не делиться со страждущим своими богатствами, а помочь найти ему собственные».