«То, что cуждeнo, пpидeт caмo». 5 мудpыx выcкaзывaний o жизни нeпoдpaжaeмoй Фaины Paнeвcкoй

У нее не было актерского образования, за всю творческую жизнь, так и не довелось сыграть главных ролей, а имя на афишах, чаще всего, можно было увидеть в строке «и другие».

Коллеги называли Фаину Георгиевну «королевой второго плана». Но имена актеров, игравших главные роли, канули в лету, а великолепную Фаину Раневскую мы помним до сих пор.

Над ее матерью невесты в чеховской «Свадьбе» зал гомерически хохотал, а слушая Люси Купер в спектакле «Дальше — тишина», не скрывая слез, плакали даже мужчины.



Великая русская актриса, ее высказывания били точнее снайперского выстрела. В каждой короткой фразе — глубочайший смысл и невероятная мудрость, которую Раневской удавалось искусно маскировать под одежками сарказма.

Она предпочитала прятать за ширмой самоиронии свою глубокую душу, боль, разочарования, одиночество. Словно не жила, а играла главную роль в трагикомедии под названием «Моя жизнь».

Фаина Георгиевна не оставила после себя ни мемуаров, ни книг. Да и зачем, если о своей жизни и отношении к ней, ей удавалось сказать всего одной фразой.

Как часто мы списываем на обстоятельства жизнь, сложившуюся не так, как хотелось бы, неудачи, нереализованность?! Тогда как основная причина в нас самих: в отсутствии веры в себя, упорства, характера.

Разве смогла бы юная барышня, родившаяся во времена, «когда модно было падать в обморок» (цит. Раневской, )без твердого характера и веры в себя, решиться пойти против воли отца и отправиться за тридевять земель? Вряд ли.



Фанни Фельдман не остановила ни фраза отца, что актриса должна быть, как минимум, красива, ни безденежье и жизнь впроголодь. Она шла к цели. И состоялась лишь благодаря характеру и упорству.

Если бы нескладная, некрасивая, с длинным носом Фанни прислушалась к советам оставить глупую затею стать актрисой, когда ее не приняли ни в одну театральную школу Москвы, мы бы никогда не узнали великой актрисы Фаины Раневской.

Не сдалась она и позже, когда критики все, как один, писали о том, что актрисе с ее внешностью не место в профессии. У нее даже мысли не возникло подстраиваться и что-то менять в себе. И, в очередной раз, Раневская оказалась права. Ее приняли такой, какая есть, со всей некрасивостью и нестандартом.



Так не стоит ли почаще вспоминать пример неподражаемой Фаины Георгиевны, оберегая свою индивидуальность, прислушиваясь только к себе и распоряжаясь своей жизнью без оглядки на пересуды и чужое мнение?!

О скромности Фаины Георгиевны наслышаны многие. В ее квартире, в Большом Палашевском переулке, никогда не запиралась входная дверь. Главное богатство актрисы было пришпилено иголками от шприцев прямо к обоям: фотографии дорогих сердцу Павлы Вульф, Константина Станиславского, Владимира Маяковского, Василия Качалова.

Но несмотря на всю непритязательность, Фаина Георгиевна умела получать от жизни удовольствие. Она обожала хороший кофе и ароматические ванны с лавандовым мылом.



Алексей Щеглов, внук ее близкой подруги, в своих воспоминаниях не раз описывал квартиры, в которых довелось жить Фаине Георгиевне. О последней, в Большом Палашевском, он написал: «Ванная комната была наполнена запахом цветов и лавандового мыла, которое Фуфа давно любила, всегда просила знакомых привозить ей «мыльце» из-за границы».

А часто ли мы себя балуем? Многие, с возрастом, начисто теряют эту способность: слишком серьезно относятся к своим обязанностям, не желая тратить время на глупости, добровольно становясь жертвами самоотречения во имя семьи и детей.

Тогда как умение баловать, уделять внимание себе любимой — один из секретов успеха и внутренней гармонии.




Больше всего в людях, Фаина Георгиевна, не выносила глупости и бестактности. С присущей ей прямотой, она могла поставить на место любого, невзирая на должности и регалии. Даже самого генсека.

Леонид Ильич имел неосторожность произнести фразу, которая преследовала Раневскую всю жизнь, став ее наказанием. Речь, конечно же, о «Муля, не нервируй меня».

 

Услышав ее, Фаина Георгиевна тут же, нимало не смущаясь, осадила генсека: «Мулей меня называют хулиганы и невоспитанные мальчишки. Вы у нас кто будете?»

 

К чести Леонида Ильича, он извинился, сказав, что очень любит Раневскую. А на ее вопрос, кого конкретно: героиню или ее лично, искренне ответил: «Вас, Фаина Георгиевна».

 

Не всем дано так остроумно, как Раневская, показать человеку, что он невоспитанный дурак, с легкостью поставить на место грубияна. Но и молчать в ответ — тоже не самый лучший вариант. Даже если цель — сохранить собственное достоинство. Безнаказанность порождает еще большую глупость и хамство.

По материалам — Книга рецептов молодости


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *