Еще раз убедился в том, что «Жестокий Романс» не только лучший фильм Эльдара Рязанова, но и один из величайших в истории советского кино.
Вот вроде бы каждый раз пересматриваю его, открываю для себя что-то новое, но даже и я не замечаю некоторые важные детали, которые подмечают мои читатели. Иногда их находки оказываются блестящими.
Фильм построен на противопоставлении бедного и честного, но самолюбивого и гордого Карандышева с всей этой буйной купеческой шатией-братией, возглавляемой бездушным злодеем Паратовым.
Безусловно, Карандышев там самый порядочный и приличный человек. Но Юлий Капитонович совершил две крупные ошибки. Первая — когда Лариса согласилась выйти за него замуж, явно от безысходности, Карандышев решил, что так оно всегда и будет, что любимая теперь с ним навсегда.
Нам часто свойственны подобные безумные заблуждения, позже они рассыпаются, как карточные домики. И вторая ошибка — роковой выстрел. Ну конечно же Карандышев взял пистолет, чтобы отомстить Паратову, Кнурову и Вожеватову.
А в Ларису пальнул в состоянии аффекта, доведенный до отчаяния ее истерикой, издевательствами и тем фактом, что вот сейчас она пойдет к Кнурову.
Тем не менее, Карандышев был человеком довольно умным. Он служил по почтовой части и знал всё, что делается в городе. И в частности конечно же услышал, что Паратов промотался, продал «последний пароходишка» — тот самый, на котором Сергей Сергеич с Ларисой когда-то совершали романтическую прогулку.
Это невыгодно отличало Паратова от бережливого Карандышева, который сумел сохранить и небольшое имение, и хоть плохонький, но экипаж. И теперь вспомните — а ведь Карандышев сказал Харите Игнатьевне и Ларисе, что барин промотался и продал «Ласточку»! Ну что касается Ларисы, там всё ясно.
Она и так была небольшого ума, а узнав о приезде возлюбленного, окончательно потеряла голову и либо не услышала Карандышева, либо сразу же забыла такую важную информацию. Но Харита Игнатьевна была явно умнее и нежных чувств к «дьяволу» Паратову не испытывала.
О том, что Сергей Сергеич обручен, Огудалова-старшая не знала.
Так почему же она пропустила мимо ушей важную фразу о Карандышева о том, что Паратов ныне беден, как церковная мышь и явно не может обеспечить ее дочери богатую жизнь.
Представляется, что причин может быть две. Первая — не поверила. Решила, что Карандышев просто борется с удачливым соперником, наговаривает на него напраслину. Вторая причина более вероятна.
Паратов и сам сказал Харите две загадочные фразы: «порядочная брешь осталась» и «на одном проиграем, на другом выиграем». Харита Игнатьевна могла понять это следующим образом: «я разорился, зато готов составить счастье Вашей дочери».
Иными словами, Огудалова решила, что если уж выбор между бедным Карандышевым и бедным Паратовым, так лучше пусть Лариса выйдет замуж за того, кого любит. Поэтому так легко и отпустила дочь на яхту… точнее, «Ласточку». Замуж-то всё равно надо было выдавать. Хотя бы для того, чтобы избавиться от лишнего рта.
Но если бы Харита Игнатьевна и тем более Лариса правильно истолковали важную фразу Карандышева, их судьба могла сложиться совсем по-другому. А для Ларисы ее беспечность и «хлопанье ушами» и вовсе стало роковым.