Восточные люди уверены: сценарий нашей жизни давно написан в Книге Судеб, ничего изменить нельзя. А если нельзя — значит, надо покориться и прожить то, что дано. Не сравнивая, не завидуя.
Но не многие так могут. Почему-то хочется не так, как у тебя, а как у той или того.
Мне запомнилась одна история: Ксения — умница и писаная красавица была отличницей в школе, а затем и в университете. У нее были зажиточные родители, которые в ней души не чаяли. Большой дом с бассейном, полный шкаф вещей и полный холодильник (и это в 90!). Но она не зазналась. Умела дружить, сочувствовать, сопереживать. Много читала.
Ее можно было бы даже любить, но слишком гладко и сладко все у нее складывалось.
На последних курсах института у многих появились причины ее ненавидеть: сразу три хороших парня вились вокруг нее, как пчелы над цветком. И сразу несколько работодателей, прослышав о блестящей студентке, зазывали ее к себе на работу.
Где это видано? Где это слыхано? Разве так бывает?
Другим надо мясо на заборах оставлять, обдирая ребра, а этой все на блюдечке! Девушки-ровесницы откровенно злились, но про себя говорили: «Вот бы мне такую судьбу!»
Ксения вышла замуж за самого завидного жениха, родители тут же вручили им ключи от новенького дома (тоже с бассейном) и молодые уехали в свадебное путешествие. В сказочную страну.
Ни одной кочки на пути этой девушки, ни одного камешка, о который можно спотыкнуться судьба не положила.
Через несколько месяцев Ксения забеременела (снова удача, у многих годы уходят).
А потом все рухнуло.
Родилась девочка с синдромом кошачьего крика. Муж сразу ушел. Не стало бабушки Ксении. На отца завели дело, подозревали в коррупционных делах. Мать взяла загранпаспорт, сняла со счетов почти все деньги и улетела.
Ксения сидела на больничной койке со своей дочерью, а врачи не давали никаких прогнозов. «Может проживет год, а может меньше».
Завистницы прикусили языки. Не нужна им такая судьба! Боже избавь! У них — квартиры, доставшиеся от бабушек, за трудовые доходы. Мужья при них, дети здоровы. Как они вообще могли завидовать этой Ксении?
Виктория Токарева, узнав о том, что не стало Михаила Задорнова, долго не могла прийти в себя. Ведь молодой совсем мужчина по нынешним меркам — 69 лет. Есть доступ к лучшей мировой медицине. Но в Книге Судеб написано другое.
«Судьба не любит счастливчиков. Она много не дает. Если у тебя все есть — это ненадолго. Либо плохо и долго, либо хорошо, но коротко. Я часто натыкаюсь на такие варианты.
Но нет смысла разбираться в причинах. Главное, что Миша БЫЛ. Сочинял, заставлял тысячи людей хохотать от души. Развлекал, радовал, размышлял, страдал.
Я не могу себе представить Мишу старым, с палкой, сутулым и раздражительным. Он всегда молод, подтянут, готов к новой шутке».
Л.Улицкая в повести «Сонечка» знакомит нас с героиней, у которой все есть: дочь, муж, дом. Она живет в страхе, что это счастье может растаять, как снег по весне. Смотрит на родных и думает: на долго ли?
Множество людей считают себя недостойными счастья, но это результат их выбора, их труда, их ежедневных маленьких решений. И никуда оно от них не денется. Но и вечного тоже ничего нет.
В этом и есть сложность, противоречивость и восхитительность каждой отдельно взятой жизни.
Вариантов судеб не два, не три и даже не десять. Их намного больше. Просто в память врезаются случаи, когда баловень получает хорошую трепку. Или когда несказанно везет неудачнику.
Часто цитируют фразу Набокова «Балуйте своих детей, господа, – ведь вы не знаете, что их ждет в будущем». Откуда она?
А это из А.Кушнера:
Читая Набокова, думал о том,
Что слишком счастливое детство опасно:
За дом петербургский заплатишь потом
Изгнаньем и бедностью, — многообразно
Несчастье, — за летнее море и пляж,
За вид из окна на Большую Морскую,
За взятый с витрины гигант-карандаш —
Бездомную вытянешь долю чужую.