1966 гoд. Чтoбы нe плaтить aлимeнты, мужчинa peшил oтпpaвить ceмью нa тoт cвeт

Эта история произошла в 1966 году в Пласте (Челябинская область), и она настолько нетипична для СССР, что в неё даже трудно поверить.

В жаркое утро 11 августа молодая мать двоих детей, Раиса Боровкова, торопилась в почтовое отделение, получив извещение о посылке на её имя. Раиса надеялась, что родственники из столицы вновь порадуют её упаковкой цейлонского чая, сладостями или даже банкой кофе. Однако, получив посылку, она была озадачена: на коробке отсутствовал привычный адрес отправителя, а вес в четыре килограмма говорил о каком-то необычном содержании. Раиса не стала вскрывать посылку на почте и поспешила домой, где её ожидали дети — трёхлетний Валера и полуторагодовалый Коля, за которыми присматривали две соседки. Войдя в квартиру, Раиса продемонстрировала приятельницам объёмную посылку, и все дружно собрались вокруг кухонного стола, предвкушая, какой сюрприз приготовили молодой матери. Это оказался дорожный чемоданчик, который был тщательно упакован в несколько слоёв обёрточной бумаги. С сияющими от восторга глазами женщина распечатала его, открыла и… Дом взлетел на воздух!

Перепуганные соседи, в домах которых вылетели окна, выбежали на улицу и не поверили своим глазам: деревянное здание по адресу Сибирский переулок, 4, перестало существовать. Повсюду валялись битые стекла, тлеющие доски, разломанная мебель… Вскоре приехали милиция, пожарные и медики. Через некоторое время разбор завалов был закончен. Погибли Раиса Боровкова, её старший сын Валера и обе соседки. Выжил только Коленька, который в момент распаковки посылки, играл в коридоре, и это его спасло. Мальчика немедленно отправили в больницу. Пострадавших могло быть и больше, ведь в доме также проживали старший брат Раисы Боровковой, Анатолий, и их пожилая мать, но в тот злополучный день они отправились в лес по грибы. На опушке леса родственники услышали сильный грохот и сразу же бросились домой, но увидели лишь руины. Прибывшим на место происшествия сотрудникам милиции предстояло установить причину произошедшего в частном доме. Может, газ? Но его никогда не было в доме. А может, снаряд времен войны, найденный детьми в лесу? Но и это предположение было отвергнуто, так как мальчики были слишком малы для походов на природу. Сыщики устали гадать и принялись ждать результатов экспертизы.

Результаты вскоре были готовы, и они ошеломили милиционеров: сработало взрывное устройство, находившееся внутри посылки. Следствие выяснило, что отправление было из Ульяновска. Мать Раисы Боровковой была потрясена: по её словам, у них никогда не было родственников в этом городе. Она предположила, что желать зла их семье мог только один человек — это бывший муж Раисы и отец её детей, Иван Боровков. Сыщики решили поговорить с Иваном, который жил в городе Катав-Ивановске, что в 250 км от Пласта. Мужчина, узнав о случившемся, разрыдался и едва не потерял сознание. Сыщики были озадачены, так как трудно было поверить, что виновник преступления мог настолько убедительно изобразить скорбь. Они уже собирались уходить, как в квартиру к Боровкову пришёл сосед, который протянул приятелю конверт со словами: «Ваня, тебе какое-то чудное письмо пришло! Как будто пустое и без обратного адреса». Милиционеры взглянули на конверт — на нём стоял штемпель города Ташкента. Странной была реакция Ивана Боровкова — он побледнел и сильно занервничал. Мужчина заявил, что не знает никого в столице Узбекистана. Но сыщики уже не сомневались, что этот пустой конверт пришёл Боровкову неслучайно, иначе он бы так не разволновался.

Между тем следственная работа велась и в Ульяновске. С помощью работников почты удалось составить фоторобот девочки лет 12, которая принесла роковую посылку в отделение. Её опознала и продавщица соседнего с почтой магазина, которая была изумлена тем, что у школьницы оказалась на руках сумма в 25 рублей, на которые она купила множество сладостей. Вскоре девочка была найдена, она рассказала, что чемодан ей передала на улице незнакомая тётя, которая попросила отправить посылку в Пласт для своей сестры. За это тётя дала целых 25 рублей, что вызвало изумление школьницы, которая поспешила выполнить поручение. К сожалению, девочка не смогла описать внешность этой тёти, так как не запомнила её. Казалось, след оборвался, но по Челябинской области уже шли слухи о происшествии в Пласте, и они дошли до пионера Миши Собакина, который проживал в Катав-Ивановске, и он сразу явился в милицию. Он рассказал, что за неделю до ЧП в Пласте к нему на улице подошла женщина и попросила написать адрес на посылке, якобы женщина плохо видит и боится ошибиться. Мальчик просьбу выполнил, но решил за женщиной проследить — слишком уж подозрительной она показалась. Незнакомка зашла на почту, и парень услышал, как она передала телеграмму: «Поезд в Ульяновск прибудет в среду. Встречайте. Васенкова».

Сыщики навели справки обо всех Васенковых, подходящих по возрасту. Одна из них родилась в Челябинске, но была прописана в Ташкенте. Уже на следующий день сотрудники милиции Ташкента пришли к Клавдии Васенковой. Девушка не стала отпираться и призналась, что недавно гостила в Катав-Ивановске у своего молодого человека, который попросил её доставить посылку в Ульяновск и передать её на платформе некой Валентине Химановой. Также он просил, чтобы на посылке чужим почерком был указан адрес отправки из Ульяновска в Пласт. После завершения дела Клавдия должна была отправить парню пустой конверт по месту его проживания, давая понять, что задание выполнено. Клавдии Васенковой всё это показалось странным, но молодой человек угрожал рассказать её мужу об их связи, и она согласилась помочь. Она взяла посылку, попросила случайного мальчика (Мишу Собакина) написать на ней адрес и отправила Химановой телеграмму, чтобы та ждала в среду на перроне. Передав посылку, Клавдия Васенкова вернулась в Ташкент и отправила пустой конверт своему возлюбленному. Имя молодого человека не стало неожиданностью для сыщиков — Иван Боровков. Теперь стала понятна его нервозная реакция на это письмо, так некстати полученное в присутствии милиционеров. Иван Боровков был задержан, как и Валентина Химанова.

Выяснилось, что Химанова также находилась в отношениях с Боровковым. Он поручил ей забрать посылку от Васенковой в Ульяновске (обе женщины не подозревали о своей любви к одному и тому же мужчине) и по почте переслать отправление в Пласт. Валентина Химанова подозревала, что содержимое посылки сомнительно, и, опасаясь отправлять её самостоятельно, обратилась к незнакомой школьнице, заплатив ей за услугу 25 рублей. Эти действия могли затруднить расследование дела милицией. Однако, благодаря собранным уликам, Иван Боровков вскоре признался в содеянном. Он рассказал, что познакомился со своей будущей женой Раисой в 1962 году в Катав-Ивановске. Несмотря на разницу в возрасте в 9 лет, между ними вспыхнул бурный роман, завершившийся свадьбой. Через год у них родился сын Валера, а ещё год спустя — Коленька. К сожалению, рождение детей не укрепило их брак, а наоборот, привело к разладу. Глава семейства часто загуливал, пропадал из дома на недели, не обеспечивал семью и поднимал на благоверную руку. В начале 1965 года Раиса Боровкова собрала вещи и уехала с маленьким Коленькой к своей матери в город Пласт. Старшего сына Валеру женщине пришлось оставить с мужем — на других условиях Иван отказывался отпускать жену.

Спустя пару месяцев женщина вернулась в Катав-Ивановск, чтобы подать заявление в суд на развод и забрать трёхлетнего сына. Узнав о её приезде и намерениях, Иван Боровков вспылил. Он заявил, что никогда не отдаст ей сына Валеру и что алиментов ей не видать, утверждая, что Коленька не его ребёнок. Раиса Боровкова всё же добилась развода, забрала Валеру и переехала жить к своей матери в Пласт. Бывший муж несколько месяцев исправно платил алименты, но вскоре денежные переводы прекратились. Ни Раисе, ни её матери, постоянно звонившей бывшему зятю и жалующейся на бедственное положение детей, не удавалось призвать его к ответственности. На суде Иван Боровков признался, что принял решение расправиться с бывшей женой, чтобы избежать выплаты алиментов. Он полагал, что только один из сыновей является его кровным ребёнком. Также он утверждал, что хотел расправиться только с Раисой, будучи уверенным, что дети не пострадают, так как летом они наверняка будут на улице. Однако следствие доказало, что Иван Боровков намеревался избавиться от всей семьи, включая тёщу, ведь в случае гибели только матери, дети остались бы на его попечении, чего он никак не желал.

Но как обычный человек смог изготовить взрывное устройство?! Оказалось, что взрывчатку Иван раздобыл на Катав-Ивановском каменном карьере. Он обратился к рабочим, занимающимся взрывными работами, посетовав на проблему с удалением дюжины пней на своем участке. За символическую плату и бутылку водки рабочий по имени Аркадий Согрин тайно передал Боровкову целых четыре килограмма взрывчатки. Зачем так много? Непонятно. Используя заранее приобретенный аккумулятор от мотоцикла, провода и взрывчатку, Боровков собрал взрывное устройство у себя дома и поместил его в чемодан. Устройство должно было сработать через секунду после того, как посылку откроют. Глубокие познания в радиомеханике Иван получил из учебника, который специально взял в библиотеке… Иван Боровков был приговорён к высшей мере наказания. Клавдия Васенкова и Валентина Химанова получили по 12 лет лишения свободы, а рабочий Андрей Согрин был приговорён к 2 годам колонии строгого режима…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *