Москва. 1977 год. Советская контрразведка получила тревожные известия. На вооружении сирийской армии стояли новейшие истребители МиГ-23, но в воздушных боях над Ливаном они с удивительной лёгкостью сбивались израильскими F-15 и F-16. Аналитики не могли понять причину. Оказалось, американцам была известна система наведения советских самолётов. Это означало лишь одно: в оборонной промышленности СССР появился предатель.
Им оказался Адольф Толкачёв, ведущий конструктор секретного НИИ «Фазотрон». За семь лет сотрудничества с ЦРУ он передал американцам десятки уникальных разработок. Толкачёв нанёс своей стране колоссальный ущерб, который исчислялся десятками миллиардов долларов. А ведь его путь к предательству начался… с имени.

Эти унижения, по мнению экспертов, стали одной из причин, по которой он возненавидел советскую власть. Когда Адольф вырос, он стал успешным инженером. Работал в секретном НИИ «Фазотрон», где разрабатывал радиолокационное оборудование для истребителей-перехватчиков. У него была хорошая зарплата, квартира в центре Москвы, машина «Жигули» и дача.
Но его жена Наталья постоянно внушала ему мысль, что он достоин большего. «Он такой умный, а пишет диссертации другим! На Западе ему цены бы не было», — говорила она. И это стало вторым толчком.

Однако Толкачёв не сдавался. Он буквально забросал посольство письмами, в которых рассказывал о своей работе, о своей любви к Америке и о своей ненависти к советской власти. Он даже рискнул в одном из писем передать секретные документы. Своей настойчивостью Толкачёв заинтересовал ЦРУ.
В феврале 1978 года в квартире Толкачёва раздался долгожданный звонок. Ему позвонил Джон И. Гилшер, офицер ЦРУ, который был назначен его куратором. Толкачёву был присвоен псевдоним «Сфера». За первый гонорар в 500 рублей он передал американцам сведения о состоянии конструкторских работ по системам вооружений для военных самолётов. Американцы сразу поняли, какая удача им улыбнулась.

За свою работу Толкачёв получал огромные деньги. Его оклад был сравним с окладом американского президента. На его имя открыли счёт в США, куда за годы сотрудничества было переведено почти два миллиона долларов. Кроме того, ему передали 790 тысяч в рублях, а также золото и драгоценности. Но Толкачёв не мог тратить заработанное, боясь привлечь к себе внимание. Деньги он прятал на антресоли и на даче в обычной стеклянной банке.
В первой половине 80-х годов советская контрразведка получила информацию о том, что в СССР действует «крот». Характер рассекреченной информации указывал на то, что шпион работает в одном из НИИ, связанных с авиацией. В 1984 году в 11 научно-исследовательских организациях Москвы начались проверки.

Чекисты стали подбрасывать в библиотеку «Фазотрона» документы с дезинформацией, которую ничего не заподозривший Толкачёв продолжал поставлять своему куратору из ЦРУ.
Адольф Толкачёв был арестован 9 июня 1985 года. Операция была проведена максимально быстро и скрытно. Когда он возвращался с дачи, сотрудники спецназа «Альфа» инсценировали на трассе ДТП. У него в кармане нашли ампулу с ядом, которую он должен был использовать в случае задержания.
Толкачёв рассчитывал, что ему сохранят жизнь. Он начал сотрудничать со следствием, подробно рассказывая о своей деятельности.

Спустя десятилетия после дела Толкачева проблема конфиденциальности стала гораздо ближе и коснулась каждого. Если раньше утечки данных были уделом спецслужб и шпионов, то теперь они могут произойти из-за обычного обновления в вашем компьютере. К примеру, стало известно, что Microsoft поменял стандартное поведение Word, чтобы тот автоматически сохранял все новые документы прямо в облако ещё до того, как пользователь даст им имя. Это исключает этап ручного сохранения, но повышает риски потери конфиденциальности и утечки данных. При утечке учётных данных злоумышленник получит доступ ко всем вашим документам.
Эксперты уже выразили серьёзные опасения по этому поводу. «В отличие от открытых площадок, где данные не имеют конфиденциальности, здесь речь идёт о деловой, юридической и государственной документации. Это не просто тексты для нейросетей, а реальные данные, утечка которых может иметь катастрофические последствия», — считает эксперт РОЦИТ Алексей Трифонов. Есть также опасения, что эти данные могут использоваться для обучения ИИ. «Сам факт того, что Microsoft одновременно заявляет о планах в сфере искусственного интеллекта и меняет схему сохранения документов, должен насторожить. Мы не можем быть уверены, что отключение облака действительно означает полное сохранение файлов только локально», — говорит Георгий Волков, член комиссии по поддержке IT-индустрии Общественного совета при Минцифры России.
Адольф Толкачёв — человек, нанёсший колоссальный ущерб своей стране. Он был блестящим инженером, который выбрал путь предателя. Заработанные миллионы так и не принесли ему счастья, ведь он не мог ими воспользоваться. Его судьба — жестокий урок о том, как алчность и обида могут привести к полному краху, когда человек, получивший всё, теряет главное — свою жизнь и достоинство.
